Восхищаясь великими произведениями мастеров классической музыки Рихарда Вагнера, Иоганна Себастьяна Баха, Модеста Мусоргского, Сергея Рахманинова невольно приходит, на первый взгляд странная мысль. Однако это только вначале кажется невероятным, что корни рок-музыки уходят в классическую музыку. Но другого объяснения схожести жестких ритмов «Фуги» и «Токкаты» Баха, «Ночи на Лысой горе» Мусоргского, «Полета Валькирии» Вагнера, и классических композиций в рок стиле таких коллективов как «Queen», «Deep Purple», «Led Zeppelin», «Blackmore’s Night», «Frank Zappa» и «Mothers of Inventions» не найти.
Многие рок-музыканты-виртуозы для освоения своих инструментов, приобретенных часто просто в музыкальном магазине, использовали классические произведения. Например, клавишником коллектива "Deep Purple" Джоном Лордом в своих сольных номерах были использованы произведения Людвига Ван Бетховена и Иоганна-Себастьяна Баха. Шведским гитаристом-виртуозом Ингви Мальмстином исполнялись классические произведения, которые он включал в свои альбомы. Рок-музыкант это делал с самого начала своей карьеры. Да и на концертах швед с удовольствием исполняет классические произведения. Об этом сам Ингви в интервью неоднократно признавался, что чем произведение сложнее, тем больше интереса оно вызывает. Поэтому, репертуар Мальмстина изобилует произведениями Иоганна Себастьяна Баха и Николло Паганини, которые требуют виртуозного владения инструментом. В Фуге ре-минор и Токкате Баха передается во многом трепетное отношение Мальмистина к классической музыке. Технически филигранное исполнение произведений музыкантом, где в каждой ноте узнается его почерк – это то, что не дает спутать гитару Мальмистина с игрой других музыкантов. Надо также отметить, что шведский виртуоз не только владеет в совершенстве электрогитарой, но и акустикой. Чтобы убедиться в этом, достаточно послушать его исполнение Фуги и Прелюдии с симфоническим оркестром. В его исполнении также чувственно звучит и 40-я симфония, и Адажио Альбиони, Вольфганга Амадея Моцарта.
Ингви Мальмстин принимал участие в 2003 году в проекте G3 совместно с другими двумя гитаристами-виртуозами Джо Сатриани и Стивом Ваем. Помимо всего Стив Вай легендарная личность. Это именно им сыграна роль дьявольского гитариста в известном фильме «Перекресток», где в финале фильма ярко показано сражение с юношей Юджином на гитарной дуэли. При этом игравший Юджина актер имитировал игру на гитаре, всего лишь шевеля резво пальцами и переставляя вдоль грифа электрогитары руку. А Стив записал обе дуэльные гитарные партии.
Из отечественных рок-гитаристов нельзя не вспомнить российского известного мастера Виктора Зинчука. Его рок-аранжировки на классические темы произведений Бетховена, Баха, Вивальди, Паганини. В своем сольном концерте в 2011 году он использовал шедевры мировой классики, где были исполнены «К Элизе» Бетховена, а также попурри на темы Бетховена и Моцарта. Широко известно его виртуозное исполнение произведения Николо Паганини, его версии 24-го каприса. Не осталось без внимания российского музыканта и творчество Рахманинова, его вокализ был также исполнен.
Рок-гитарист Ричи Блекмор, практически, как и все музыканты в детстве, играл на скрипке и классической гитаре. Поэтому произведения Баха звучали под пальцами Ричи значительно раньше его выдающихся рок-композиций. А во времена рок-карьеры в группе «Deep Purple», Ричи вместе со своим музыкальным соратником Джоном Лордом лихо исполняли на концертах «Оду к радости» Бетховена. Ф Джимми Пейдж (рок-группа «Led Zeppelin») смог также удивить своих почитателей, сыграв прелюдию ми-минор № 4 Фредерика Шопена на концерте.
Возвращаясь к не раз упомянутом Джону Лорду, то он всегда помнил о классической музыке. Пианист-виртуоз, Джон Лорд умел вплести классические мотивы в канву рок-композиций. Так, например, в свой сольный альбом «Before I Forget» 1982 года, он включил композицию «Bach On To This», где использована музыка Иоганна Себастьяна Баха.
Современная рок-обработка классической музыки может быть исполнена не только с использованием классических рок-инструментов: электрогитар, электроорганов, но и таких, не роковых, казалось бы, инструментах, как виолончели и скрипки. Здесь в пример можно привести российскую группу «Silenzium», созданную выпускниками Новосибирской консерватории в 2004 году, в составе которой виолончель, две скрипки и барабаны. В репертуаре группы известные произведения Вивальди, Баха соединяются классическим звучанием смычковых, струнных и агрессивных роковых ритмов.
Как видно, чаще всего, среди композиторов, внимание привлекает рок-н-рольных музыкантов, творчество Антонио Вивальди, Людвига Ван Бетховена, Николо Паганини, Иоганна Себастьяна Баха.
alt-3 tiz