Выдающийся музыкант Боб Марли родился на Ямайке 6 февраля 1945 г. в семье капитана корабля Королевской морской пехоты. При рождении его назвали Неста Роберт Марли, но в паспортном столе из-за ошибки сотрудника имена поменялись местами. Поскольку его отец был белым, а мать – чернокожей, то в течение всей своей жизни он сталкивался с вопросами собственной расовой идентификации. Когда Марли было 10 лет, его отец умер от сердечного приступа. Вскоре его семья переехала поближе к г. Кингстон, столице Ямайки. Музыкой он начал заниматься с детства, после знакомства с Невиллом Ливингстоном (далее известным как Банни Уэйлер), и в 14 лет уже бросил школу, чтобы играть вместе с растафарианским певцом Джо Хиггсом, что привело к его знакомству с Питером Тошем. Уже в 1962 г. Марли под псевдонимом Бобби Мартелл выпустил первые синглы «Judge Not» и «One Cup of Coffee», которые не имели особого успеха.
Через год Марли, Уэйлер, Тош, Джуниор Брэйтуэйт, Беверли Келсо и Черри Смит объединились в вокальную группу «The Teenagers» и работали в стилях ска и рокстеди. Позже название коллектива неоднократно менялось – «The Wailing Rudeboys», «The Wailing Wailers» и, наконец, «The Wailers». К тому времени их уже заметил продюсер Кокссон Додд. В 1966 г. в самой группе не осталось никого кроме Марли, Уэйлера и Тоша. Марли тогда же женился на Рите Андерсон, и они ненадолго уехали в США, где музыкант работал на заводе Chrysler. По возвращению на Ямайку, Марли официально принял растафарианство, к которому уже долгое время испытывал живой интерес, а также стал отращивать знаменитые дрэды.
После конфликта с Доддом The Wailers некоторое время сотрудничали с Ли Перри и его группой The Upsetters, с которым они успели записать альбом Soul Rebels, считающийся самым лучшим творением The Wailers. Марли и Перри не сумели поделить права на запись, потому их сотрудничество, но не дружба, окончилось. В течение следующих лет музыканты активно искали свой звук, в т.ч. пытались приспособить свой материал для американского рынка, поскольку за пределами Ямайки коллектив практически не был известен. В итоге музыка The Wailers стала сочетать в себе ска, регги, рокстеди и другие элементы.
В 1972 г. Bob Marley переехал в Лондон. Затем последовало неудачное сотрудничество с лейблом CBS Records, после чего музыкант вышел на продюсера Криса Блэкуэлла с Island Records, который как раз искал новых исполнителей регги. Блэкуэлл фактически впервые предложил регги-группе очень выгодные условия для работы, но старался направить The Wailers по выбранному им курсу, не ограничивая при этом индивидуальности. Это вылилось в вышедший в апреле 1973 г. альбом Catch A Fire, который был воспринят позитивно, хотя большой популярности не принес. Интересно, что конверт пластинки был выполнен в виде зажигалки Zippo. Следующий альбом Burnin’ вышел в 1974 г. и стал отправной точкой популярности Марли – американский музыкант Эрик Клэптон перезаписал песни «Get Up, Stand Up» и «I Shot the Sheriff», которые в США стали национальными хитами. Известность The Wailers стала расти, в т.ч. и среди почитателей традиционной рок-музыки. Закончилось все тем, что в 1974 г. группу отправили в тур открывать концерты Sly and the Family Stone – такой разогрев публика принимала лучше хэдлайнеров, потому после 4-х шоу The Wailers были отправлены домой, а позже вообще распались. Марли, Тош и Уэйлер пошли каждый своей дорогой.
Боб Марли решил выступать в качестве вокалиста и гитариста в своей новой группе, которую он назвал Bob Marley & The Wailers, куда вошли музыканты, так или иначе сотрудничавшие с его предыдущим составом, а также женское вокальное трио I Three. В 1975 г. выходит альбом Natty Dread, песня «No Woman, No Cry» с которого стала международным хитом. Следующий записанный группой альбом Rastaman Vibration, выпущенный через год, закрепил успех и долго не покидал хит-парадов. В декабре 1976 г. на Марли, его жену Риту и менеджера Дона Тейлора было совершено вооруженное нападение. Все трое были ранены, но позже восстановили здоровье. В этом покушении прослеживалась политическая подоплека, поскольку музыкант должен был через два дня выступать на фестивале Smile Jamaica, который организовывал премьер-министр страны Майкл Мэнли. Многие полагали, что тем самым политик хотел привлечь население на сторону своей партии. Так или иначе, Марли в бинтах выступил перед публикой. Когда у него спросили, почему он все же решился на это, он ответил: «Люди, которые творят зло в этом мире, не знают ни сна, ни отдыха. Чем я хуже?»
В конце 1976 г. Марли уехал в Лондон, где жил в некотором затворничестве и записал альбомы Exodus (1977) и Kaya (1978), а также был арестован за хранение марихуаны. В 1978 г. музыкант принял участие в еще одном концерте One Love Peace Concert, организованным для примирения враждовавших политических партий Ямайки. В 1977 г. врачи обнаружили под ногтем на большом пальце ноги у Марли злокачественную меланому, образовавшуюся вследствие футбольной травмы. Врачи предложили ампутировать палец, но Марли отказался, поскольку рэгги культура предполагало, что человек должен быть целым. К тому же это мешало бы и дальше играть в футбол и двигаться по сцене.
В 1979 г. выходит альбом Survival, посвященный Африке, особенно африканскому апартеиду. После череды нескончаемых концертов по всему миру, Боб Марли записывает свой последний прижизненный альбом Uprising, вышедший в 1980 г. Часть концертов тура в его поддержку пришлось отменить, поскольку у музыканта сильно пошатнулось здоровье из-за того, что меланома стала распространяться по всему организму. Марли провел 8 месяцев в немецкой клинике и, поняв, что лечение результатов не принесет, решил лететь на родину. Однако в полете ему стало хуже, и после посадки в Майами, музыканта перевезли в больницу местного университета, где он и скончался от рака 11 мая 1981 г. в возрасте 36 лет. Музыканта похоронили на Ямайке. В 1983 г. вышел последний альбом его группы, составленный из неизданного материала – Confrontation.
Боб Марли считается одним из самых значимых регги исполнителей всех времен. Его дети, которых у него было много от разных женщин, пошли по его стопам и занялись музыкой. В течение жизни он был представителен самых разных религий – католицизма (первые годы), растафарианства (с конца 1960-х гг.) и эфиопской ветви православия (с ноября 1980 г.), однако многие все равно считают его чуть ли не пророком растафарианства, поскольку именно в рамках этого течения он стал знаменит. Творчество Bob Marley оказало огромное влияние на современную музыку, фактически сделав ямайскую музыку регги достоянием всего мира.
(с) Jester
alt-3 tiz