Направления рок-музыки разными классификаторами даёт и разный результат. Можно рассматривать только лишь «потомков» рок-н-ролла, можно – рока, а есть ещё классификации, вышедшие от таких крупных направлений, как альтернативный рок, панк, ну и конечно же металл, который приобрёл в нынешнее время особую популярность.
История рока началась с блюза, первопродуктами которого явились рок-н-ролл и рокабилли. Тогда-то и начали применять ранее запрещённую четвёртую ступень от аккорда. Церковь считала, что эта ступень пагубно воздействует на человека, пробуждая в нём животные инстинкты. И действительно, услышав звуки рок-н-ролла непроизвольно совершаются танцевальные движения.
Далее уже берёт начало история попыток синтезировать рок с другими направлениями музыки. От симбиоза народной и эстрадной музыки с рок-н-роллом появляются на свет такие направления, как фолк-рок, кантри, мьюзик-холл и скиффл. Посредством присоединения индийской музыки родился рага-рок, плодом сотрудничества с академической музыкой стал арт-рок, аналогично создали латино-рок , стиль Инди (Indie) и джаз-рок.
В 60х-70х годах родились и получили большое распространение такие пласты рока, как хард, авангард и панк. Когда эти направления себя изжили, в свет вышли пост-панк, альтернативный рок и впервые засветившееся в британских газетах такое направление рок-музыки, как «новая волна». В 90х годах большой популярностью стали пользоваться гранж и брит поп группы (Brit pop), хотя гранж возник в 80х, а брит-поп вообще в 60х годах. Death и Black Metal группы также появились в 80х.
Здесь стоит отметить, что на протяжении развития направлений рок-музыки гитарные запилы становились всё тяжелее, музыканты стремились придумать новые эффекты, утяжеляющие звук. Многим известно, что например Курт Кобейн самостоятельно перепаивал синтезаторы и комбики для продуцирования нового звучания. Все музыканты ломали голову над тем, как сделать так, чтобы инструменты зазвучали по-новому. Кто-то извращался с супер-скоростными и высокотехничными соло (отсюда родились Power metal группы и спид-металл), другие обкладывались барабанами и карданами к ним со всех сторон. Были и экспериментаторы со звучанием голоса, произведшие на свет скрим и гроулинг, калечащие неподготовленный слух и приводящие в ужас профессиональных вокалистов. Замечу, что многие мастера этих горлораздирающих методик пения при исполнении, где требуются классические навыки вокала, в ноты не попадают совершенно и с голосом своим управляться не умеют.
История совмещения рока с другими направлениями музыки на этом не заканчивается. Происходит синтезирование внутри системы. Продуктом совмещения панка и хэви-металла становится трэш-металл.
В 80х-90х годах хэви и трэш приобрели небывалую популярность и по сути являлись на то время попсой, то есть популярной музыкой, а приверженцев данных направлений называли сперва битниками, а затем -гопниками. Подтверждение тому есть и в творчестве наших соотечественников – М.Науменко и В.Цоя.
У хеви-металла и панка есть множество своих ответвлений.
Направления рок-музыки столь разнообразны, как разнообразны субъективные взгляды авторов, производящих их классификацию. Именно поэтому материалы на данную тему порой весьма противоречивы.
Есть такая мудрость: «Говорить о музыке - всё равно, что танцевать об архитектуре». Музыку нужно слушать.
Ширякова Татьяна Васильевна
alt-3 tiz