Используется пентатоника на гитаре особенно часто в блюзе. Это можно заметить по очень изящным и мелодичным соло. Также часто она встречается в жанре Хэви-металл, но, в отличии от блюза, играется она там зачастую не полностью и, в основном, без второй ее ступени и в быстром темпе. Это придает абсолютно другую музыкальную окраску. Рассмотрим само понятие «пентатоника». Из самого названия становится понятно, что она образована из пяти тонов, а если точнее – ступеней, в отличии от стандартной гаммы из семи ступеней. «Китайский народный лад» можно назвать самобытным родоначальником пентатоники, поскольку именно там она получила широкое распространение еще более двух тысяч лет назад. Но в Европе ее стали использовать относительно недавно.
Пентатоника на гитаре существует мажорная и минорная. Рассмотрим два этих вида подробнее. Мажорная пентатоника строится следующим образом. Для наглядного примера возьмем гамму «До-мажор». Напомним, что в нее входят следующие ноты: «До», «Ре», «Ми», «Фа», «Соль», «Ля», «Си», составляющие семь ступеней. Из этой гаммы убирается четвертая «Фа» и седьмая «Си» ступени. В результате этого получается мажорная пентатоника. Минорная пентатоника строится несколько иначе, чем мажорная. Рассмотрим это на примере гаммы «До-минор». В нее входят следующие ноты: «До», «Ре», «Ми-бемоль», «Фа», «Соль», «Ля-бемоль», «Си-бемоль». Из этой гаммы убирается вторая «Ре» и шестая «Ля-бемоль» ступени. Так мы получим минорную пентатонику. Хочется заметить, что пентатоники должны играться в тональности произведения. Если произведение минорное, то и пентатоника должна быть минорная.
Говоря о популярности использования пентатоники на гитаре, стоит заметить, что техническое исполнение значительно легче, чем у стандартной гаммы с семью ступенями, поскольку не тратится время на проигрывание еще двух ступеней. Что касается расположения на грифе, стоит вспомнить вышеназванную гамму «До-минор»: первая ступень является тоникой и находится на третьем ладу пятой струны. Пентатоника на гитаре включает в себя и следующие ступени: вторая ступень «Ми-бемоль» (шестой лад, пятая струна); третья ступень «Фа» (третий лад, четвертая струна); четвертая ступень «Соль» (пятый лад, четвертая струна). Пятой ступенью будет нота «Си-бемоль», находящаяся на третьем ладу третьей струны. При таком расположении очень удобно импровизировать в любой тональности.
alt-3 tiz