История американской индастриал-рок-группы из шт. Флорида Marilyn Manson началась в 1990 г., когда студент-журналист Брайан Уорнер познакомился с гитаристом Скоттом Путеским, и оба решили создать совместную группу. Уорнер в то время писал музыкальные статьи для местного журнала «25-я параллель» и был вхож в локальную музыкальную тусовку. Дополнив состав бас-гитаристом Брайаном Тютюником, музыканты основали группу Marilyn Manson and the Spooky Kids, а также взяли себе творческие псевдонимы, составленные из имен известных секс-символов и фамилий серийных убийц. Так Уорнер взял себе имя Мэрилин Мэнсон, Путеский – Дэйзи Берковиц, Тютюник – Оливия Ньютон-Банди. Вскоре в группу влились клавишник Стивен Биер (Мадонна Уэйн Гейси), новый бас-гитарист Брэд Стюарт (Джиджет Гейн), а в 1991 г. первоначальный состав окончательно сформировался после прихода барабанщика Фреда Стейтхорста (Сара Ли Лукас).
Группа довольно быстро стала популярной, не столько из-за музыки, сколько из-за концепции и зрелищности сценических выступлений – музыканты выступали в женской одежде, плевались огнем, эксплуатировали сатанинскую тематику и вытворяли другие шокирующие обычных людей вещи. Лидер Marilyn Manson and the Spooky Kids заявлял впоследствии, что такая концепция была навеяна его детством. Уорнер рос в католической семье, отличавшейся строгим воспитанием. Вхождение во «взрослую» жизнь произошло довольно рано – подростком он узнал, что его дед тайком носил женскую одежду и имел целую коллекцию порно-журналов, а его сосед испытывал к нему самому сексуальный интерес. Все это, впоследствии, стало основой для сценического шоу Marilyn Manson.
В 1992 г. группа, продолжая выступать и раздавать кассеты с демо-записями, сократила свое название до Marilyn Manson, а через год привлекла внимание Трента Резнора из известной индастриал-группы Nine Inch Nails, который предложил ММ выпустить альбом на своем новом лейбле Nothing Records, а также составить компанию в предстоявшем туре NIN – оба предложения были приняты. Дебютный альбом был записан целых два раза – первый вариант, готовый осенью 1993 г. и спродюсированный Роли Мосиманном, не устроил ни музыкантов ММ, ни Резнора, т.к., по словам последнего, не давал представления о подлинной энергетике и мощи коллектива. Тогда Мэнсон предложил Резнору самому стать продюсером, что и было сделано. Альбом Portrait of an American Family был переработан и частично переписан ММ и сессионными музыкантами (в т.ч. NIN) и вышел в июле 1994 г. (к 2003 г. было продано 2,5 млн. копий). Этот диск стал первым и последним для бас-гитариста Гейна, который в очередной раз был госпитализирован из-за передозировки героина. ММ решили, что музыканту лучше будет как следует «очиститься», и в последовавшем туре по Флориде (с Jack Off Jill) его временно сменил Джорди Уайт (Твигги Рамирез), который моментально вжился в имидж и показал себя настолько хорошо, что остальные участники решили Гейна обратно не брать.
После выхода альбома группа стала набирать, ставшую впоследствии привычной, скандальную популярность, во многом благодаря имиджу и собственно альбому, наполненному мрачными и антисоциальными текстами. В Джексонвилле, шт. Флорида, Мэнсона и вокалисту JOJ Джессику Аддамс арестовали по просьбе местной христианской коалиции. Во время тура Мэнсон удостоился аудиенции с основателем Церкви Сатаны Антоном ЛаВеем, который пожаловал музыканту титул «преподобный». В марте 1995 г. стартовал первый заглавный тур ММ по США, ставший последний для барабанщика Ли Лукас, поскольку его отношения с Мэнсоном были сложными. В следующий тур с Danzig и Korn группа поехала Джинджером Фишем за ударными.
Следующим релизом ММ стал «мини-альбом» Smells Like Children, который получил платиновый статус в США. Фактически это был сборник нового материала, ремиксов старых песен и каверов длительностью около часа. Кавер на Sweet Dreams группы Eurythmics сделали ММ мегапопулярными – видео неустанно крутилось по MTV (в отличие от другого клипа ММ на «Dope Hat»). Как раз в это время наметился «имиджевый» крен группы в более мрачную и готическую сторону.
Работа вместе с Резнором над следующим релизом – Antichrist Superstar – велась долго и непросто. Чтобы создать вокруг себя адекватную атмосферу для восприятия нового материала, музыканты много экспериментировали над собой, в т.ч. постоянно употребляли наркотики и намеренно лишали себя сна. Неудивительно, что в этом случае отношения между музыкантами не могли не обостриться, и группа лишилась гитариста Берковича – его партии записал Рамирез. В гастроли с ММ поехал Тимоти Линтон, взявший себе псевдоним впервые не по известной схеме - Zim Zum Тур Death to the World стал самым масштабным для коллектива – продлившийся полтора года, он включал в себя концерты в Европе, Азии, Южной Америке, Австралии, Великобритании, а также удаленных штатах Аляске и Гавайях. ММ были у всех на слуху и на виду, в т.ч. и на родине, однако отношение к музыкантам не всегда было доброжелательным. Коллектив удостоился внимания в Конгрессе США, где сенатор Джозеф Либерман назвал его «самым больным коллективом», особенно в контексте рассмотрения влияния агрессивных текстов на психику детей. Неудивительно, что концерты ММ постоянно пикетировали религиозные организации. В ноябре 1997 г. вышел мини-альбом Remix & Repent, содержавший ремиксы 4 песен со второго альбома и записи живых выступлений. Две неизданных песни стали саундтреками – «Apple of Sodom» прозвучала в «Шоссе в никуда», а «The Suck for Your Solution» - в автобиографической картине Говарда Стерна «Интимные местечки». В феврале 1998 г. Мэнсон выпустил автобиографию, чуть позже увидело свет первое официальное видео ММ – Dead to the World.
Информация о начале работы над новым альбомом появилась в 1998 г., тогда же стало известно, что это будет второй концептуальный альбом ММ из трех – первым стал Antichrist Superstar. Диск Mechanical Animals вышел в сентябре. Лейбл Interscope сделал масштабную рекламу, включая фотографии Мэнсона на билбордах – в результате релиз возглавил хит-парад Billboard. Группа вновь сменила имидж, вдохновившись глэм-роком. Zim Zum был уволен, и на его место пришел очень талантливый гитарист Джон Лоуери, известный как John 5. Начавшиеся 1 марта 1999 г. гастроли Beautiful Monsters Tour с Hole и Monster Magnet не задались – через две недели Мэнсон повредил лодыжку, а Hole отказались от сотрудничества. Несколько шоу пришлось отложить. Группа вернулась к концертной деятельности в конце марта и переименовала тур в Rock Is Dead Tour, чем были недовольны Korn и Роб Зомби, чьи совместные гастроли носили такое же название. Но это не все неприятности, которые свалились на ММ – в апреле 1999 г. в школе Колумбина (г. Литлтон, шт. Колорадо) двое вооруженных старшеклассников убили 13 человек и ранили еще 23, после чего покончили с собой. Из уважения к погибшим в конце апреля Мэнсон заявил об отмене тура – на полтора года для коллектива наступило концертное затишье. Естественно, разъяренная убийствами общественность не могла оставить скандальный коллектив в стороне – ММ чуть ли не прямо называли виновными в манипулировании неокрепшими детскими умами, хотя двое стрелявших не были их фанатами.
События в Колорадо не могли не повлиять на материал для третьего концептуального альбома Holy Wood, который вышел в ноябре 2000 г. – третий сингл с него, «Nobodies», был целиком и полностью посвящен именно произошедшим событиям. Т.о. трилогия концептуальных альбомов ММ была завершена. Группа поехала в тур Guns, God and Government, итогом которого стал одноименный DVD. В 2002 г. Мэнсон записал вокал в песню «Redeemer», вошедшую в саундтрек к фильму «Королева проклятых».
В мае 2003 г. вышел новый альбом ММ – Golden Age of Grotesque, записанный под вдохновением от свинговой эры 1920-х гг. На этом диске заметен отход от привычного звучания в сторону индастриал, чему способствовал сменивший Рамиреза бас-гитарист Тим Скольд из не функционировавших на тот момент индустриальщиков KMFDM. Многие в итоге называли обновленных ММ «лишившимися собственного саунда» и «бледной копией KMFDM», что не помешало новому релизу быть проданным в первую неделю в количестве 118 000 дисков. Далее группа отправилась в мировое турне Grotesk Burlesk Tour. В 2003 г. на фестивале Rock am Ring на сцене произошла кратковременная потасовка между Джоном 5 и Мэнсоном. Несмотря на то, что гитарист утверждал, что не испытывал неприязни к Мэнсону, этот тур стал для него последним. В студии для записи сингла «Personal Jesus» партии гитары исполнил Скольд. В конце сентября 2004 г. вышел сборник лучших вещей Lest We Forget, за которым последовал тур Against All Gods, куда в качестве гитариста поехал Марк Чосси (ex-Fight). Джинджер Фиш на одном из концертов упал с установки и получил травмы, далее его заменил бывший ударник NIN Крис Ренна. По окончанию тура наступило некоторое затишье, во время которого Мэнсон размышлял о жизни и творческом пути.
Шестой альбом группы Eat Me, Drink Me вышел в июне 2007 г. и за первую неделю был продан в количестве 88 000 экземпляров. Материал был целиком и полностью написан и записан Мэнсоном и Скольдом. Мадонна Уэйн Гейси вышел из состава, и его обязанности в последовавшем туре стал исполнять Вренна, за ударные снова сел Джинджер Фиш, Сколд переключился на гитару, а бас-гитаристом стал Роб Холидэй. После этого группа активно гастролировала, периодически прерываясь для работы над новым материалом. В начале 2008 г. было объявлено об уходе Скольда и возвращении на бас-гитару Рамиреза – Холидэй переключился на гитару, а затем ушел. Его сменил Уэс Борланд (группа Limp Bizkit), продержавшийся в составе несколько месяцев – по его словам ни одна из написанных им для ММ песен не пошла в дело, что его откровенно удручало. Борланд затем вновь вошел в состав Limp Bizkit. Новый альбом, получивший название The High End of Low был записан с ноября 2008 г. по начало января 2009 г. и вышел в мае. Детали, касавшиеся альбома, вроде названия или треклиста, выкладывались постепенно. Продажи не были впечатляющими – всего 49 000 копий за первую неделю. В последовавшем туре Рамирез переключился на гитару, а бас-гитаристом стал Энди Джеролд. Уже в туре музыканты стали готовить материал для своего восьмого альбома, который, по словам Рамиреза, в ноябре 2010 г. был почти готов, однако выход его постоянно откладывался. На данный момент известно его название – Born Villain – и примерная дата выхода, февраль 2012 г. В начале 2011 г. стало известно, что Джинджер Фиш покинул состав Marilyn Manson. Таким образом, состав группы выглядит так – Мэнсон (вокал), Рамирез (гитара), Френна (ударные, клавишные), Фред Саблан (бас-гитара).
(c) Jester
alt-3 tiz