Британская электронная\синтипоп группа Depeche Mode образовалась в 1980 г. Первоначально коллектив, который основали уже набравшиеся некоторого опыта молодые музыканты Винс Кларк (гитара \ вокал\ клавишные), Мартин Гор (гитара \ вокал \ клавишные) и Энди Флетчер (бас-гитара\клавишные), назывался Composition of Sound, однако переименовался в DM, когда Кларк привел вокалиста Дэвида Гэана. Группа начала выступать по студенческим дискотекам и клубам и вскоре привлекла внимание музыканта и владельца Mute Records Дэниела Миллера, который решил выпустить их сингл. Песня «Dreaming of Me» вышла в феврале 1981 г. и заняла сразу 57-ю строчку британского хит-парада синглов, следующая «New Life» - сразу 11-е, а «Just Can’t Get Enough» - 10-е. На «Just Can’t Get Enough» DM сняли видеоклип, который стал единственным, где можно увидеть Кларка. Дебютный альбом группы Speak & Spell вышел на Mute Records в ноябре и получил смешанные отзывы, хотя и достиг 10-го места британского хит-парада альбомов. Практически весь материал был написан Кларком и немного Гором.
Последовавший национальный тур стал последним для Кларка – музыканту не нравилось то, в каком направлении начала двигаться его группа Depeche Mode , и в ноябре 1981 г. он ушел (позже основал коллективы Yazoo и Erasure). Таким образом, основным композиторов стал Мартин Гор. В конце года музыканты опубликовали в журнале Melody Maker объявление о поиске нового клавишника – в результате им стал Алан Уайлдер, который первоначально позиционировался лишь как сессионный участник. Новый сингл «See You» вышел в январе 1982 г. и занял сразу 6-е место в британском хит-параде, а DM вскоре дали первые концерты в Северной Америке. В июле 1982 г. (без Уайлдера) группа приступила к записи второго альбома A Broken Flame. В октябре группа вновь была в туре, а первой записью с Уайлдером стала вышедшая в январе 1983 г. песня «Get the Balance Right».
Продюсером третьего альбома, который записывался в Западном Берлине, стал известный британский музыкант Гарет Джонс. Звучание группы существенно изменилось, во многом благодаря Уайлдеру, который привнес элементы индустриальной музыки, которую впоследствии развили многие другие коллективы, в т.ч. выпускавшиеся на Mute Records. В материале также раскрылась политическая и социальная лирика Гора – первый сингл «Everything Counts» был посвящен жадности больших корпораций и пользовался успехом в Ирландии, ФРГ, Швейцарии. Диск Construction Time Again вышел в августе 1983 г. – уже через месяц группа отправилась в гастроли по Европе.
Росту популярности способствовал выпущенный в марте 1984 г. сингл «People Are People», который использовался немецким телевидением при освещении событий Олимпийских игр 1984 г., а также стал своеобразным гимном движения за права сексуальных меньшинств.
В сентябре 1984 г. вышел альбом Some Great Reward, лирика которого была еще больше сконцентрирована на политике и межличностных отношениях. Впервые в творчестве Depeche Mode появилась баллада - «Somebody» (и первая песня с Гором на вокале). Диск поднялся до «первых десяток» хит-парадов европейских стран, а также вошел в хит-парады США. По итогам тура в поддержку альбома было выпущено первое официальное видео группы с записью концерта в Гамбурге, а в июле последовали первые концерты за «Железным занавесом» - в Варшаве и Будапеште. В октябре лейбл Mute Records выпустил сборник лучших песен DM.
Тогда же музыканты стали увлекаться готической культурой, получившей распространение в Великобритании и уже добиравшейся до США, что не могло не отразиться и на творчестве, ставшем более мрачным. Первыми плодами обновленного звучания стала песня «Stripped», предварявшая выход альбома Black Celebration. Тогда же музыканты стали активно сотрудничать с известным голландским фотографом Антоном Корбайном, который с того времени и вплоть до 2006 г. был режиссером видеоклипов DM (первым стал «A Question of Time»), разрабатывал декорации для шоу и обложки многочисленных релизов.
Альбом Music For The Masses вышел в 1987 г. Группа немного отошла от индустриального звучания в пользу синтетического. Несмотря на то, что синглы не имели большого успеха в Великобритании, по ту сторону океана и в Европе они пользовались популярностью. Сам альбом проторил DM дорогу на музыкальный рынок США, который так долго сопротивлялся творчеству группы. Группа вновь отправилась в большое турне в поддержку новой работы, в т.ч. и в странах соцлагеря, где большинству западных групп выступать было запрещено. Тур завершился в июне 1988 г. концертом в Калифорнии, США, который посетило более 60 000 человек – фактически самое успешное шоу DM на тот момент. Сам концерт появился в видео 101, названном по числу концертов тура.
Летом 1989 г. DM записали в студии в Милане свой новый сингл «Personal Jesus» и организовали в его поддержку довольно оригинальную рекламную кампанию – в газетах печатались объявления со словами «Your own personal Jesus» («Ваш собственный личный Иисус»), а как только сингл был готов, и номер телефона, позвонив по которому любопытные могли услышать саму песню. Результаты не заставили долго ждать – песня поднялась до 13-го места в британском хит-параде синглов, а в США возглавила ТОР-40 и получила «золотой» статус. В январе 1990 г. вышел второй сингл «Enjoy the Silence», который стал еще более успешным (6-е место в Великобритании, 8-е в США и второй «золотой» статус) и принес группе награду Brit Awards. В поддержку выхода нового альбома Violator музыканты устроили автограф сессию в одном из супермагов Лос-Анджелеса, которую посетило свыше 20 000 человек, и многие в давке получили травмы. В качестве извинения за инцидент, DM выпустили эксклюзивную аудиокассету специально для Лос-Анджелеса, распространявшуюся через радиостанцию KPOQ, являвшуюся информационным спонсором той самой автограф-сессии. Violator стал самым успешным диском группы на тот момент и вошел в ТОР-10 альбомов Великобритании и США (тройной «платиновый» статус за 4,5 млн. проданных дисков). Синглы «Policy of Truth» и «World in My Eyes» также пользовались успехом. В последовавшем туре DM впервые играли на стадионах, причем билеты на эти концерты (в среднем 40-50 тыс.) расходились в считанные часы. Песня «Death’s Door» прозвучала в фантастическом фильме «Когда наступит конец света». По окончанию гастролей музыканты взяли отпуск и собрались вместе лишь в начале 1992 г.
В это время огромной популярностью пользовался грандж, и DM не могли не учесть этого. Материал нового альбома Songs of Faith and Devotion вновь звучал по-новому – музыканты использовали больше электрогитар, и даже живые барабаны (их записал Уайлдер), а также женский бэк-вокал и живые оркестровые вставки. Вышедший в 1993 г. альбом возглавил британские и американские хит-парады. Последовавший тур был задокументирован Антоном Корбайном и впоследствии выпущен как видео Devotional, которое в 1995 г. принесло DM награду Грэмми. В декабре 1993 г. вышел второй концертный альбом группы. Тур состоял из двух частей и длился 14 месяцев, до середины 1994 г. Тогда же у музыкантов начались проблемы со здоровьем вследствие употребления тяжелых наркотиков вплоть до того, что Флетчер не смог поехать во вторую часть тура из-за психической нестабильности (его заменил техник Дэрил Бамонте). Гэан же пережил несколько микроинфарктов, попытку самоубийства, а в 1996 г. едва не погиб от передозировки. Нездоровая ситуация в группе привела к тому, что Уайлдер заявил о своем уходе из группы, прокомментировав это и тем, что музыкант долгое время незаслуженно оставался в тени остальных участников DM, в то время как сам работал на износ (далее занялся своим проектом Recoil).
Уход Уайлдера спровоцировал слухи о конце DM, и чтобы опровергнуть их Гор с 1995 г. несколько заставлял остальных участников репетировать и записываться, однако пагубное пристрастие фронтмена группы к наркотикам сводило все эти попытки к нулю. Гэан игнорировал репетиции, а студийные сессии проходили просто ужасно, например, засев в студию на 6 недель, DM смогли кое-как записать вокал только в одну песню «Sister of Night», да и то дорожки представляли собой сплошную нарезку из удавшихся дублей. Впавший в депрессию Гор всерьез подумывал распустить группу и начать сольную карьеру. Как раз к тому времени, в середине 1996 г., Гэан пережил клиническую смерть от передозировки «спидбола» и решил лечь в реабилитационную клинику. Воссоединившись во второй половине 1996 г. уже как трио Depeche Mode с новыми силами взялись за запись с продюсером, музыкантом и ди-джеем Тимом Сайменоном (Bomb the Bass) – результатом стал выпущенный в апреле 1997 г. диск Ultra, выход которого предваряли синглы «Barrel of a Gun» и «It’s No Good». Альбом возглавил хит-парады Великобритании и Германии, в США оказался на 5-м месте. Гастролей в его поддержку группа не давала, помня изнурительный опыт предыдущего тура, отыграв лишь два концерта в Лондоне и Лос-Анджелесе.
В 1998 г. в свет вышел сборник лучших вещей DM – The Singles 86-98, содержавший одну новую песню «Only When I Lose Myself» в поддержку которого группа отправилась в тур вместе с сессионными музыкантами – барабанщиком Кристианом Айгнером и клавишником Питером Гордено. Оба впоследствии не раз принимали участие в записях и концертах DM.
Следующим альбомом стал вышедший в 2001 г. Exciter, спродюсированный Марком Беллом из техно-группы LFO, привнесший новое минималистичное звучание. Мнения по поводу нового материала разделились – одни считали это шагом вперед, другие же, наоборот, увидели альбом скучным и попросту недоработанным. В марте 2001 г. музыканты анонсировали большой тур в поддержку диска. В мае 2002 г. вышел DVD с записью парижского концерта группы – One Night In Paris. После этого музыканты занялись своими делами, DM получили награду журнала Q за инновации, в 2003 г. Гэан и Гор выпустили по сольному альбому, а Флетчер основал свой музыкальный лейбл. Через год вышел сборник Remixes 81-04, куда вошли как новые, так и неизданные альтернативные версии синглов за 23 года. Песня «Enjoy the Silence» в обработке Майка Шиноды (Linkin Park) вышла в качестве сингла и заняла 7-е место британского хит-парада.
Отдохнув, Гэан, Гор и Флетчер взялись за запись своего 11-го альбома, вышедшего в октябре 2005 г. и получившего название «Playing The Angel». Примечательно, что впервые этот диск не был целиком и полностью творением Гора – в написании лирики и музыки приняли участие Гэан и барабанщик Айгнер. Материал получился в целом более ритмичным, чем на Exciter, и более «живым» за счет использования аналоговых синтезаторов. В ноябре 2005 г. стартовал большой тур, продлившийся 9 месяцев. Концерт в Милане был заснят и впоследствии выпущен на DVD. В конце 2006 г. увидел свет сборник лучших вещей коллектива, музыканты получили европейскую музыкальную награду MTV как «лучшая группа», а сервис iTunes сделал доступным цифровой бокс-сет всего творчества DM. В августе 2007 г. Гэан выпустил второй сольный альбом.
Работа над следующим альбомом началась в мае 2008 г., а сам диск вышел в апреле 2009 г. и получил название Sounds of the Universe. Причем отдельные треки можно было услышать за несколько недель до выхода альбома с помощью сервиса iTunes, что не помешало диску занять первые места в хит-парадах нескольких десятков стран. Группа также получила номинацию на Грэмми в категории «Лучший альтернативный альбом». Через месяц после выхода альбома Depeche Mode отправились в большой мировой тур, часть концертов которого пришлось отменить из-за болезни Гэана – сначала его сразил гастроэнтерит, а затем пришлось удалять злокачественную опухоль мочевого пузыря. Врачи посоветовали певцу воздержаться от нагрузок, потому часть концертов была или отменена, или перенесена на 2010 г. На концерте в Лондоне в поддержку лечения рака у детей DM к восторгу поклонников воссоединились с Уайлдером. В марте 2010 г. группа получила немецкую награду ECHO. В июне 2011 г. группа выпустила второй сборник ремиксов, в создании которых помимо всех прочих приняли участие бывшие участники DM – Кларк и Уайлдер. Помимо этого DM записали песню «So Cruel» для сборника кавер-версий AHK-toong BAY-bi covered, посвященного 20-летию выхода альбома Achtung Baby группы U2 – выход сборника намечен на декабрь 2011 г.
(с) Jester
alt-3 tiz